Набор-2019 стартовал! Начались занятия в «Школе русского жестового языка»

30.01.2019

Занятия Школы уже по традиции открыла заведующая лабораторией русского жестового языка Института социальных технологий и реабилитации НГТУ Ольга Варинова, она прочла слушателям курсов вводную лекцию.  Проект департамента по социальной политике мэрии города  Новосибирска уникален и существует уже третий год. В нем ученики осваивают азы техник общения на русском жестовом языке, эти компетенции пригодятся им в профессиональной трудовой деятельности.  

Но для начала – необходимо развеять основные мифы и стереотипы о глухих людях, или как часто и неправильно их называют – глухонемые. А всё просто: глухие – это люди, говорящие на другом языке. При должном образовании и развитии – это абсолютно полноценные члены нашего общества, просто они не слышат. Основная задача проекта «Школа русского жестового языка» заключается в том, чтобы помочь людям организовать полноценные коммуникации друг с другом. А это невозможно без понимания, что чувствует и как воспринимает окружающий его мир человек, который слышит только тишину. Поэтому очень важно, что в числе преподавателей «Школы» есть и глухие люди.

«Говоря о глухих людях, есть такой очень распространенный миф… вот он прям очень распространенный – что глухие умеют очень хорошо читать по губам. По факту это очень большая проблема. Слышащие думают, что это удобный способ общения. Это возможный способ общения. Но, зачастую слабослышащие и глухие умеют хорошо читать по губам только у определенного круга лиц», - рассказывает Ольга Варинова

 В нашей стране профессия сурдопереводчика (а правильнее говорить - переводчика русского жестового языка) пока недостаточно развита.  Государственным языком России жестовый язык признали всего семь лет назад. Всё это тормозило процессы освоение языка как системы. Ситуация изменилась с Указом Президента РФ от 30 декабря 2012 года. Тогда русский жестовый язык он был официально признан в нашей стране языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка РФ, о чем были внесены соответствующие изменения в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

DSN_7302.jpg

Закон приводил нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения в сфере использования языка жестов, в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов, и затрагивал почти 200 тысяч граждан России — инвалидов по слуху. Этим же документом было установлено и требование о наличии соответствующего образования и квалификации у переводчиков языка жестов (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), что позволило повысить качество предоставляемых инвалидам услуг по сурдопереводу и увеличить объем субтитрирования и сурдоперевода в СМИ и кино.

Изучающие жестовый язык сталкивались с проблемами наращивания словарного запаса, поскольку язык был мало изучен лингвистически. Это затрудняло развитие методик преподавания для слышащих людей. Сейчас процессы сдвинулись с мертвой точки. В Институте социальных технологий и реабилитации НГТУ создана лаборатория русского жестового языка, где работают профессиональные преподаватели. Они и их ученики будут заниматься со слушателями проекта «Школа русского жестового языка».  Этот язык – очень живой и подвижный, он постоянно меняется и дополняется – и это вдвойне интересно.

«Что касается жестов, то в русском жестовом языке их количество никто не считал, но самый большой словарь, который сейчас есть,  в интернете, конечно, содержит всего 20 000 жестов. Он пока наполняется. И мы пока не знаем, сколько тысяч слов он будет  содержать», - признается Ольга Варинова

Проблемы, прежде всего, в понимании,  пока остаются, многие люди до сих пор не понимают, что русский жестовый язык – полноценная языковая система. Поэтому проект «Школа русского жестового языка» позволяет пусть и на начальном уровне, но все-таки общаться.

DSN_7293.jpg

Важно и то, что при изучении языка слушатели Школы начнут соприкасаться с новой культурой. Или, через культуру глухих людей, приобщаться к языку, и особому миру.

Обучение продлится почти три месяца – до середины апреля. Ученики Школы здесь же смогут применить полученные знания – в программе есть практические занятия с глухими людьми. После завершения курса слушатели сдадут экзамен и получат сертификаты, но гораздо важнее другое – они откроют для себя новый, необычный и удивительный мир и смогут помогать тем, кто в нем живет.

Вернуться к списку