Учим новый язык – жестовый!

23.01.2019

Это уже третий набор в нашу Школу. Потребность в изучении жестового языка оказалась настолько большой, что учеников мы отбирали по конкурсу. Заявки подали несколько десятков человек, но мест было всего 15. Поэтому нам очень важно было понять мотивацию каждого кандидата – все участники писали эссе, где рассказывали, зачем им нужно знание русского жестового языка. И прочитав написанное, мы были приятно удивлены – какие замечательные, неравнодушные люди живут в Новосибирске!

Желание изучать язык жестов появилось у меня еще в детстве из-за ситуации, которая произошла на моих глазах. Ребёнок хотел купить газировку, положил деньги и показывал пальцем, чего хочет, но продавщица не стала его обслуживать, при этом накричав на него, что не понимает, что ему нужно. Я считаю этот проект невероятно полезным для общества, благодаря нему можно узнать основы языка жестов и общаться с глухонемыми людьми. У нас демократичное общество и каждый человек должен чувствовать себя комфортно и полноценно. Я учусь в Новосибирском государственном педагогическом университете на учителя начальных классов, поэтому смогу передавать полученные знания другим. В дальнейшем планирую ввести урок-факультатив по изучению языка жестов. Дети, полученные знания, тем более необычные, с огромным интересом любят демонстрировать. Они буду показывать свои умения родителям, друзьям. Это будет полезная информация для всех, которую они смогут использовать в жизни, - рассказывает Татьяна Рябова.

Желание общаться на равных, помогать людям с нарушениями слуха – пожалуй, самое главное стремление учеников Школы. Среди них – люди совершенно разных профессий. Это и врачи, и учителя, и библиотекари, и переводчики. И каждый из них хочет изменить чью-то жизнь к лучшему, сделать ее более насыщенной и комфортной.

Вот уже 3 года вместе с моей командой я занимаюсь социальным проектом «Академия робототехники для особых детей». Мы проводим занятия для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Наши юные конструкторы собирают собственных роботов, а мы с удовольствием подсказываем им и направляем. Среди желающих открыть для себя загадочный мир робототехники также есть и слабослышащие детки, которые чудесно ладят с роботами. Но если ребёнок лишён слуха и общается только с помощью жестового языка, у нас нет ни одного шанса научить его конструированию и управлению этим чудом техники. Чтобы сделать возможным наше общение, мне необходимы знания русского жестового языка, - признается Светлана Микрюкова

Глупо считать, что есть люди с ограниченными возможностями. По сути, ограничено только общество и окружение. Раскрытие потенциала других людей во многом зависит от нас. Во время учебы в медицинском университете, я впервые столкнулась с той самой проблемой ограниченной среды. Пациенты, которые страдали физически, просто не могли объяснить, что и как у них болит, потому что не могли или не умели писать или говорить. Их страх, ощущение беспомощности становились сильнее с каждой минутой. Через полгода я окончу ординатуру и стану полноправным врачом-психиатром, в дальнейшем так же психотерапевтом. А при посещении психотерапевта, к примеру, письменная речь малоинформативна, важен визуальный контакт и то, как и какими словами человек выражает свои эмоции. Таким образом, врачи, которые просто не имеют возможности и времени обучиться, теряют шанс помочь огромному числу людей, потому как те боятся, что их не поймут или не услышат. В дальнейшем мне хотелось бы расширить свои возможности – помимо нынешней работы в качестве массажиста с детьми с нарушением слуха, или же врача-психиатра, мне бы хотелось иметь шанс оказывать волонтерскую психотерапевтическую помощь людям с нарушением слуха, которые нуждаются в ней, – пишет Анастасия Лихачева.

И наши преподаватели обязательно этому научат! Впереди у учеников «Школы русского жестового языка» 3 месяца продуктивных занятий с квалифицированными преподавателями, в их числе и глухие люди. Они научат не только общаться, но и понимать, что чувствует и переживает человек, который может слышать только тишину. В программе – интереснейшие лекции и практические занятия и знакомство с редкими и малоизвестными данными об истории и культуре глухих людей.

Я сама являюсь тем человеком, у которого стоит в карточке диагноз «тугоухость». Но пошла в обычный садик, училась в обычной школе и институте. Несколько лет носила слуховой аппарат, но поняла, что без него адаптируюсь лучше. Я прекрасно знаю, через что приходится проходить людям с ограниченными возможностями. Когда не можешь слышать шепот или какие-то звуки, а порой и чужую дикцию трудно понять (если слух есть частично). И знаю, как могут относиться к таким людям, с какими сложностями они сталкиваются в жизни. Моя главная цель изучения жестового языка заключается в том, что я хочу помочь людям расширить границы их возможностей. У меня есть идеи, которые перевернут не только отношение к жизни людей с отсутствием слуха, но перевернет и отношение общества к ним в лучшую сторону. Мы все одинаковы, равны, но у каждого есть свои таланты. И я безумно хочу помочь раскрыть эти таланты в людях, хочу делиться с ними знаниями, но переводя на их язык жестов. Я, как человек, находящийся между двумя мирами, – слышащих и глухих – считаю своим выбором, долгом и, подкрепляя это огромным желанием, объединить всех людей!, - признается Каролина Майер.

Русский жестовый язык – явление действительно уникальное. Он более эмоциональный и выразительный, а его лексика близка к международной, так как многие жесты были заимствованы из французского, немецкого и австрийского жестовых языков. И особенно приятно, что среди учеников нашей Школы есть человек, который хочет расширить знания иностранных языков у глухих людей.

Границы моего языка являются границами моего мира». Данная цитата лучше всего описывает моё отношение к языкам. С того момента, как я решил посвятить себя этой сфере, с каждым днём всё больше хочется её исследовать. Меня всегда завораживало то, как с помощью движений пальцев и рук можно обмениваться информацией. Знание жестового языка даёт замечательную возможность войти в мир тишины, общаться и помогать тем, для кого это единственный канал связи с окружающими. Исследуя методы изучения языков, я научился говорить на английском за 5 месяцев, имея только знания грамматики и лексики за школьный курс. Китайский я начал учить в конце 2017 года, находясь в армии. Все больше людей проявляют интерес к языку глухих. Знание русского жестового языка позволит расширять проект по обучению людей его основам. Кроме того, я заинтересован в вопросе обучения глухих людей английскому письменному языку. По данным на конец 2017 года, 51,2% информации в интернете размещено на английском языке! Более того, зная письменный английский язык, можно вести переписки с людьми из разных стран, - считает Михаил Абраменко.

На этом удивительные истории учеников Школы не заканчиваются. Среди учеников есть и те, кто живет рядом с глухими людьми, но до сих пор не умеет говорить на их языке. Стать ближе к собственным детям – главная их цель и мечта.

Я воспитываю двух сыновей – мальчикам 5 и 15 лет. Старший ребенок у меня глухой. Совсем недавно я узнала, что есть «Школа русского жестового языка». Всегда хотела пойти поучится, только вот времени все не хватало… Думала, сама выучу… Но, к сожалению, не получается. Поначалу, когда сын был еще маленький, было проще найти с ним общий язык. Я думала, мы понимаем друг друга. А сейчас, когда он стал уже подростком, я понимаю, что мне становится очень трудно, как и моему сыну со мной. Он стал отдаляться от меня - говорит, что со мной неинтересно, что я не понимаю его. Как-то он даже сказал, что хочет, чтобы его семья тоже были глухими. Тяжело, конечно, было такое услышать… Мне не хочется упустить сейчас своего ребенка! Пока еще не поздно, хочу научиться понимать его, чувствовать его переживания, мысли. И наконец-то начать общаться с сыном на равных. Спасибо вам, что вы есть!, - делится Ольга Прокопенко.

Мы уверены, что у учеников «Школы русского жестового языка» все обязательно получится. А мы им в этом поможем!

Вернуться к списку