Декан механико-технологического факультета НГТУ Василий Янпольский: "Атмосфера - самое ценное"

Механико-технологический факультет НГТУ - один из старейших в университете, с более чем 60-летней историей и целой армией успешных в профессии и жизни выпускников. Залог успеха не только в бережном отношении к традициям, но и в активном освоении новых направлений деятельности. На базе факультета открыты лаборатории известных международных фирм, а «своих» студентов здесь ищут задолго до составления списков абитуриентов. Благодаря этому на базе именно механико-технологического факультета продолжилась начатая на форуме «Новосибирск-город безграничных возможностей» работа над детскими инженерными проектами, созданными для облегчения жизни людей с инвалидностью. О том, чему можно научиться у детей и чему их планируют научить в ходе проекта "Школа НТИ для доступной среды", читайте в интервью декана факультета, кандидата технических наук, доцента, Василия Янпольского.


Василий Васильевич, скажите пожалуйста, для Вас лично каким было значение этой профильной смены- в человеческом, эмоциональном, социальном плане?

Когда школьники общаются и работают в команде, учатся решать простые и очень важные задачи, происходит общение, опыт совместной работы и презентация результатов деятельности. Это самое важное для школьников, которым в будущем придется договариваться, ставить цель, совместно решать эти задачи в разных коллективах.

Насколько серьезно дети воспринимают задачу создания доступной среды?

Был удивлен, насколько близка детям эта тема, сложная для понимания не только детей, но иногда и взрослых. Школьники увлекаются и начинают предлагать такие идеи, которые взрослые могут даже не рассматривать, поскольку детское мышление в большей степени свободно от ограничений. Они могут предложить на первый взгляд сумасбродные вещи, которые потом воплощаются в интересные проекты. Ребята вообще проявили себя отлично, быстро влились в этот процесс, быстро освоили ряд программных продуктов, они очень открыты новому, им интересно.

Какие проекты оказались им особенно интересны?

Свои проекты, собственные идеи, пусть это автомобиль или домик на крыше, они сами предлагают и сами защищают.

Оказались ли среди предложенных школьниками проектов идеи, перспективные в прикладном смысле?

Да, безусловно.  «Учебно-методический комплекс «Мой дом», который мы называем «Домик на крыше» - развивающий конструктор для слабовидящих. У этой идеи есть реальные перспективы использования и дальнейшего развития. С помощью учителей, наставников школьники могут работать над проектом, думаю, он будет интересен широкой общественности.  Могут быть разработаны варианты для разных возрастных категорий, работа с этим конструктором развивает навыки мелкой моторики. Так же достаточно перспективным мне видится проект «Объемный алфавит» - тоже для слабовидящих.  Интересный проект по доставке лекарств – на первый взгляд это утопия, но сегодня технологии развиваются очень быстро, кто знает, что станет реальностью в ближайшем будущем. Есть такие проекты, которые могут быть реализованы в будущем, и мы будем рады, когда это случится.

Кто более охотно участвовал в работе над проектами? Девочки или только мальчики?

И мальчики и девочки работали в разных компетенциях, не было каких-нибудь делений, все вперемежку. Робототехника, мехатроника, обработка на станках с ЧПУ, прототипирование полностью доступно всем, девочки бывают даже шустрее и берут усидчивостью.

А вы чему-то у детей научились?

Самое ценное- это атмосфера, которая сложилась во время смены. Это были новогодние каникулы, все было пропитано праздничным настроением и одновременно дети были заняты серьезным делом. Конечно же, они находили возможность расслабляться, знакомиться, играть. Думаю взрослым надо уметь и работать, и отдыхать, и продолжать радоваться жизни. Этому нам стоит поучиться у детей.

Каким Вам видится продолжение этой работы? Есть ли желание дальнейшего продвижения проекта?

Есть не только желание, но и планы, следующая профильная смена будет организована весной, во время  каникул, чтобы дети могли погрузиться в процесс, не отвлекаясь от учебы. Работа именно в каникулярное время уже традиция - начиналось все с летней профильной смены (проводимой совместно с МБОУ СОШ №165), затем на нашем факультете прошла осенняя профильная школа для ребят из Линёво совместно с Новосибирским Электродным заводом (управляющий директор Спекторук А.А., выпускник механико-технологического факультета НГТУ), зимняя состоялась уже с более расширенным составом участников. После этого мы провели экспертную комиссию, на которой было принято решение поддержать и развивать этот формат. Те школьники, которые начали разрабатывать проекты, будут их продолжать и совершенствовать,  но мы хотим расширить тематику и набор компетенций, подключить студентов  и экспертов. В рамках зимней профильной смены были открыты такие компетенции, как образовательная робототехника, инженерный дизайн CAD, прототипирование, мехатроника, кровельное дело, лазерные технологии, фрезерные работы на станках с ЧПУ, токарные работы на станках с ЧПУ, архитектурный дизайн, мультимедийная журналистика. Уже точно решено, что весной добавится новая компетенция Лабораторный химический анализ. Возможно и еще ряд новых компетенций буду включены в программу весенних каникул школьников на базе механико-технологического факультета НГТУ. Подготовка уже началась.

Отдельное спасибо я хотел бы сказать экспертам, принявшим участие в проекте – детям чрезвычайно важно общаться с людьми, которые могут направить их мыслительный процесс в нужном направлении, подскажут какие-то нюансы, известные только специалистам или людям с ограниченными возможностями здоровья. 

Вернуться к списку