Разумный выбор
Когда появился выбор, где и как будут учиться дети-инвалиды – в обычной школе, специализированном интернате или дома – это дало им новые возможности для развития. Однако у этой медали, как и полагается, есть другая сторона. Появились перекосы. С одной стороны, родители некоторых особых ребят так сильно захотели перевести их в общеобразовательные учреждения, что не рассчитали время, когда было бы правильно это сделать.
Родители часто очень хотят перевести ребенка в обычную школу, и забирают его из специализированной зачастую преждевременно, когда ребенок еще не готов и не социализирован. И в результате он никогда не сможет войти в инклюзию, потому что мы ему не дали той специфической социализации к образованию, которая ему необходима. Я сегодня наблюдаю целый перечень перекосов, связанных с работой с глухими ребятишками, которых забрали из специализированных интернатов. Говорить они не могут, у них забрали право правильно развиваться, и мы заставляем их говорить, когда аппарат не готов к этому совсем - рассказывает Наталья Крель. И продолжает – есть и такие родители, которые, напротив, настолько боятся за своих детей, что попросту никуда от себя не отпускают.
В тесной связке
Для родителей особых ребят вообще нужно создать особую программу поддержки, считает эксперт. Это будет полезно абсолютно всем:
На самом деле, родители, даже не имеющие медицинского образования, являются уникальными носителями информации о той или иной патологии, которую они наблюдают не от случая к случаю, а 24 часа в сутки. И вот эти их наблюдения, по-хорошему, должен бы кто-нибудь систематизировать профессионально и выложить в профессиональную историю. У нас этого не происходит.
Не менее важно наладить взаимодействие между родителями и педагогами в школах – как специализированных, так и обычных. Учителя последних часто попадают в такую ситуацию, когда они хотят работать с особыми детьми, но не знают, как правильно это делать. В данном случае, они должны быть не просто педагогами, но и хорошими психологами. И одной профессиональной подготовки здесь недостаточно – никто не знает ребенка так, как его близкие люди. Именно они и могут помочь найти правильный подход к своему чаду и дать ему возможность полноценно развиваться.
Особые возможности
Особую роль эксперт отводит социализации детей-инвалидов.
Когда хорошо социализированный слепой человек передвигается в пространстве, мы даже не всегда поймем, что он слепой. Он очень хорошо ориентируется и лучше зрячего выстраивает свои внутренние маршруты – при условии, что среда все-таки помогает. Они даже 11-метровый в футболе бьют лучше, чем наши зрячие футболисты! Но еще раз повторю – при неправильной социализации слепой становится слепым.
Наталья Крель убеждена – в современном мире люди с, казалось бы, ограниченными возможностями, могут даже больше, чем здоровые. Технологии вышли на такой уровень, что человек, к примеру, с протезами рук способен быстрее и качественнее выполнять свою работу. В них заложены такие функции, которые позволяют такому сотруднику опережать по возможностям своих коллег.
Очень важно дать ребенку с особыми потребностями самореализоваться. В профессии, в спорте, в творчестве – в том, что у них лучше всего получается.
Ситуация успеха – это очень важный момент для наших детей, который нам нужно создавать! С самого раннего возраста – со школы, с детского сада – надо развивать их профессиональные навыки так, чтобы к моменту, когда им придется выбирать профессию, они могли понять, какие у них есть интересы и выбрать себе профессию по интересам. Потому что сегодня мир дошел вот до чего уже – на выставке в Дюссельдорфе в этом году 12 или 17 фирм выставили специализированную технику – например, строительную, дорожную - полностью приспособленную под колясочников.
История с успехом
Примеров успеха людей с ограниченными возможностями довольно много. Они могут стать знаменитыми на весь мир учеными (вспомним Стивена Хокинга), музыкантами (Людвиг Ван Бетховен потерял слух и после этого написал свои лучшие произведения), супермоделями (Мариель Авила из Испании, страдающая синдромом Дауна, ходит по лучшим подиумам мира). Достаточно посмотреть на спортсменов-паралимпийцев. К слову, эксперт настаивает – нельзя освобождать особых детей от занятий физкультурой. Физическая активность – одно из условий выхода из инвалидности. Она позволяет снять психоэмоциональное напряжение, а если ребенок преуспевает в спорте, преодолевает себя - его границы расширяются или исчезают вовсе. Зачастую именно успех и реализация своих возможностей помогают побороть болезнь.