Департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска предупреждает о распространенных схемах мошенничества и публикует памятку «О профилактике совершения мошеннических действий» Управления МВД России по городу Новосибирску.
1. Когда гражданину приходит смс-сообщение (СМС Фишинг) или поступает звонок о блокировке их банковской карты (Вишинг) – т.е. смс-сообщения или звонки приходят с различных номеров, включая 8 800, 8 495 и номера схожие с 900. После чего человек перезванивает на указанный в сообщении номер или продолжает беседу. Разговор может состояться как с девушкой, так и с мужчиной, которые представятся сотрудниками банка. Далее мошенники пояснят, что с банковской карты были произведены несанкционированные списания денег, либо она заблокирована, и для того, чтобы разблокировать карту и предотвратить списание денежных средств, необходимо произвести ряд манипуляций (подойти к ближайшему банкомату, назвать пароль из смс, номер карты, CV-код). При выполнении указанных действий со счета потерпевших списываются денежные средства.
Совет: при получении такого смс-сообщения, либо звонка не нужно паниковать, не надо бежать к банкомату. Следует позвонить в горячую линию своего банка (номер обычно указан на обратной стороне карты, но и тут нужно быть внимательным), не диктовать ни каких номеров с карты, как на лицевой стороне, так и на обратной. Сотруднику банка не нужна данная информация для идентификации Вашей личности. Если отсутствует возможность позвонить, пройдите в ближайшее отделение своего банка и уточните информацию.
2. Когда мошенник звонит на стационарный (домашний) телефон, представляется родственником.
При этом искажает голос, делает невнятную речь поясняя, что, якобы, разбит нос или губа, после чего говорит, что задержан и находится в полиции за драку либо ДТП, и передает трубку «сотруднику полиции». Чаще всего мошенник представляется «следователем», после этого требует от граждан определенную сумму денег для того, чтобы на родственника не возбуждали уголовное дело, либо для выплаты денег потерпевшему. При этом мошенник не дает гражданам возможности позвонить родственнику, так как просит, чтобы человек всегда был на связи не отключался. В конце концов, обманутый гражданин передает деньги либо курьеру, которого заранее направил мошенник, либо перечисляет сам на различные счета мошенника.
Совет: не паниковать, уточнить у мошенника полные анкетные данные своего родственника, что соответственно мошенник знать не может, незамедлительно позвонить своему родственнику и убедиться, что с ним все в порядке.
3. БАДы, компенсация по уголовному делу по биологическим добавкам.
Когда мошенник осуществляет звонок на домашний телефон и сообщает гражданам о том, что они являются потерпевшими по уголовному делу, связанному с биологически активными добавками, и им, как потерпевшим, полагается компенсация, однако для её получения необходимо перечислить денежные средства за различные услуги (адвокат, взятка, канцелярские товары, налог на получение компенсации и т.д.).
Совет: зафиксировать по возможности абонентский номер с которого осуществляется звонок, и сообщить об этом сотрудникам полиции. Ни в коем случае не отправлять денежные средства и не разговаривать с мошенниками.