К особенным детям – особый подход

03.04.2019

Немного о том, что такое аутизм. В переводе с греческого слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя, или человек внутри себя. Такие люди не могут нормально взаимодействовать с окружающими – в такой ситуации огромной проблемой может стать даже обычный поход к врачу или в парикмахерскую. Признаки РАС начинают проявляться в возрасте до трёх лет.

Опубликовано исследование, получены новые данные – если раньше считалось, что каждый 90-й ребенок младших классов страдает различными заболеваниями аутистического спектра, то по уточненным данным каждый 68-й. Среди мальчиков эти цифры еще выше – каждый 41-й. И это говорит о важности и значимости привлечения внимания к этой проблеме. Несмотря на то, что как правило, эти дети не только не менее развитые, но и опережают в развитии своих сверстников, проблемы в общении не дают им возможности нормально социализироваться. И наша с вами задача – сделать так, чтобы эта проблема решалась, - рассказывает начальник департамента по социальной политике мэрии Новосибирска Ольга Незамаева.

Причины возникновения расстройства пока не найдены. Версий много – от генетики до перенесенного во время беременности или в ходе родов кислородного голодания. Аутизм не лечится, но при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи. При этом, учителя должны быть подготовлены и иметь нужную квалификацию для работы с детьми с РАС. Поэтому очень важно, что сейчас в Новосибирске готовят таких специалистов, а в школах открываются ресурсные классы, где ребята с аутизмом занимаются вместе с «нейротипичными» детьми.

В 2017 году в двух образовательных учреждениях города – это в школе «Перспектива» и образовательном центре «Горностай» были открыты ресурсные классы для детей с РАС. В этом году таких учреждений у нас уже 3 – к ним присоединилась школа №82. С учетом результатов ресурсных классов, более успешной адаптации и социализации детей, а также востребованности среди родителей, во вновь строящихся школах – а в этом году 3 новые школы в Кировском, Октябрьском и Ленинском районах планируется открыть к 1 сентября – тоже будут открыты ресурсные классы, - говорит начальник управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса мэрии Новосибирска Елена Кащенко.

Важно, что в конференции приняли участие как эксперты, так и родители детей, страдающих расстройством аутистического спектра. Они признаются – всерьез о проблеме РАС в Новосибирске начали говорить всего 10 лет назад, но за это время действительно много было сделано.

Большое спасибо департаменту по социальной политике за то, что организовали такое замечательное мероприятие. Ведь очень важно встречаться, нам очень важно теснее общаться, нам очень важно об этих вещах говорить. Мы как родители понимаем, что это – только начало. К сожалению, сейчас нет полноценной системы ранней диагностики, ранней помощи – их пока нет в государственной системе, но я очень надеюсь, что это направление будет развиваться. Я благодарен департаменту по соцполитике и за то, что они поддержали деятельность с ресурсными классами, и удалось получить дополнительное финансирование, чтобы обеспечить их работу, - признается президент АНО помощи людям с расстройствами аутистического спектра «Атмосфера» Евгений Бондарь.

Сейчас в Новосибирске работают 8 комплексных центров социального обслуживания населения и центры реабилитации детей с ОВЗ, где ребятам с особенностями развития – в том числе, и расстройствами аутистического спектра – помогают высококлассные специалисты по самым современным методикам и инновационным технологиям. Только в прошлом году такой возможностью воспользовались почти 400 людей с РАС.

В мае 2017 года усилиями департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска совместно с общественность было создано уникальное в масштабах страны – «Экспертно-ресурсное сообщество по проблемам людей с аутизмом (РАС)». Чем раньше диагностирован у ребёнка аутизм, тем более эффективная помощь может быть оказана. Помощь при аутизме включает в себя не только собственно медицинский компонент, но и комплекс мер по социальной адаптации детей-аутистов к обычной жизни в обществе. Наиболее востребованной услугой во всех комплексных центрах являются: арт-терапия, изо-терапия, музыко и цвето-терапия и сенсорно-интеграционная терапия. Наряду с деятельностью комплексных центров, активную работу ведут специализированные центры. Накопленный опыт сферы социальной политики города Новосибирска говорит о том, что именно своевременная социальная адаптация – ключевые факторы реабилитации ребёнка с РАС. Командой специалистов социальной политики в этом процессе делается на персональный подход, на выработку личной стратегии развития ребёнка, на меры социальной реабилитации, - говорит заместитель начальника департамента по социальной политике – начальник управления социальной поддержки населения мэрии Новосибирска Марина Хрячкова.

Более того – сейчас в научно-техническом центре «Академпарк» работают над созданием робота-помощника для людей с аутизмом и даже пытаются найти его причину. Так что есть большая вероятность, что объединенными усилиями власти, ученых, преподавателей и родителей малышей с РАС удастся решить вопрос с адаптацией особенных детей в Новосибирске и сделать их жизнь более качественной.

Вернуться к списку