Пока учебники из федерального перечня не подходят для школьников с РАС
До конца этого года для детей с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра (РАС) разработают примерные образовательные программы, сообщает газета «Известия». Как рассказали изданию в Минобрнауки, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подразумевает разработку инновационной учебно-методической литературы, учебников, тетрадей, дидактических материалов. Для некоторых категорий детей с ОВЗ такие материалы уже существуют, а принятый в прошлом году стандарт предусматривает их разработку и для аутистов.
В период апробации нового образовательного стандарта (с 2014 года) разработчики учебников изучали возможность использования уже существующих книг, адресованных детям с нарушениями слуха, задержкой психического здоровья, нарушениями речи и включенных в действующий федеральный перечень учебников. Как выяснилось, утвержденный спектр учебников не удовлетворяет потребностей некоторых категорий детей с ОВЗ.
— Нынешний перечень не является полным, не содержит завершенные предметные линии. Он также не отвечает новым требованиям ФГОС. Стандарт предусматривает качественную перестройку ценностных ориентиров общего образования детей с ОВЗ, — пояснили в Минобрнауки.
По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, новый стандарт предусматривает разработку методик и учебников для работы не только со слепыми и глухонемыми детьми (для этих категорий уже есть специальные методические пособия), но и для учеников с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью.
— Сейчас аутизм становится пандемией, с этим диагнозом намного больше людей, чем раньше. Аутизм — сложное заболевание и проявляется по-разному. На мой взгляд, необходимо больше внимания уделить квалификации педагогов и тьюторов, которые работают с такими детьми. Необходимо привлекать к сотрудничеству профильные сообщества и объединения, ведь они гораздо лучше знают, что необходимо, — считает Ирина Абанкина.
В апреле совет Минобрнауки обсуждал механизмы развития образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. По его итогам регионам рекомендовали разработать и внести изменения в свои дорожные карты по развитию системы ранней помощи таким детям. Рекомендовано обеспечить доступность дошкольного образования для детей-инвалидов и имеющих ОВЗ — в соответствии с госпрограммой «Доступная среда на 2011–2020 годы», обеспечить повышение квалификации педагогов в работе с такими детьми.
Правительство также внесло и коррективы в госпрограмму. Теперь в ее рамках образовательные учреждения получают субсидии для реализации адаптированных программ — преимущественно в коррекционных школах или школах, имеющих коррекционные классы. Все 1706 коррекционных школ России с 2016 по 2020 годы смогут получить субсидию из федерального бюджета. В прошлом году финансирование за счет программы уже получила 261 школа, в этом году — еще 344 учебных заведения.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый 160-й ребенок страдает расстройством аутистического спектра. По информации Минздрава России, в 2016 году число россиян с аутизмом в возрасте до 18 лет существенно выросло по сравнению с 2015 годом. Два года назад этот диагноз был поставлен 17,7 тыс. детей, а в прошлом году — более 22 тыс.
Источник: https://iz.ru/613015/pavel-panov/dlia-detei-s-autizmom-napishu-spetcialnye-uchebniki