«Умение понимать друг друга – самый важный результат социальных проектов»
Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка - единственное в Сибири образовательное учреждение аэрокосмического профиля. Лицей занимается подготовкой выпускников, ориентированных на получение высшего образования технического и естественнонаучного профиля, воспитание будущей научной и инженерной элиты. Уникальная специализация этого учебного заведения оказалась чрезвычайно актуальной при реализации инновационных социальных проектов, запущенных в ходе форума «Новосибирск-город безграничных возможностей 2016». О том, как проходила работа, каких результатов удалось достичь и над чем хотелось бы поработать в будущем - в интервью директора лицея Тумаевой Татьяны Мироновны.
Педагоги и ученики аэрокосмического лицея были активными участниками форума «Новосибирск город безграничных возможностей 2016». Расскажите о том, как проходила работа и какие впечатления она оставила у Вас.
Да, мы были одной из площадок форума, работали совместно с 53-й школой, где учатся дети с нарушениями интеллектуального развития. Ребята приходили к нам, мы проводили для них уроки. Было прекрасное занятие, где они из бумаги конструировали игрушки, замечательный был урок мобильной робототехники, - это то, запомнилось больше всего. Кроме таких уроков, в качестве совместного проекта наши ребята сделали несколько интерактивных игр, которые могут помочь детям-инвалидам изучить правила дорожного движения, правила безопасности . Отвечать на вопросы этих игр могли и слабовидящие, и дети с нарушениями слуха – об их удобстве тоже позаботились. Так что во время форума работа получилась очень интересной и очень продуктивной.
На мой взгляд, актуальность ее прежде всего в том, чтобы дети, неважно с нарушениями здоровья, инвалиды или нет, - умели спокойно, легко, непринужденно общаться. Этому нужно учиться не за партой, а создавая игровую ситуацию, в совместном творчестве, проектной работе – чтобы они могли познакомиться, узнать друг друга.
Поэтому, я считаю, необходимо, чтобы такая работа шла постоянно. Постепенно мы научимся вместе жить в этом мире. Здесь вопрос даже не только доступной среды, но и толерантности, терпимости, умения понимать друг друга. Чем раньше мы начнем говорить с детьми об этом, тем скорее у них появится определенный стереотип. Здесь еще очень важна позиция семьи. Школа может говорить все правильно, но если родители по-другому усмотрят на вещи, здесь мы поделать ничего не сможем. Поэтому нужно работать и с родителями, нужно искать взаимопонимание и в этом.
Какие результаты вы увидели по завершении этой работы?
Наверное, сложно судить по одному событию. Но самым первым результатом стало то, что мы еще раз показали – все равны в этом мире, и все имеют право на понимание, общение. На каждом мероприятии были наши ученики, которые в качестве кураторов помогали детям из коррекционной школы справляться с заданиями. И даже потом, глядя на фотографии, видно насколько хорошо они общались друг с другом.
Аэрокосмический лицей стал участником еще одного проекта, начатого во время форума 2016 года- «Инженеры сквозь поколения», в котором работа направлена на активизацию профессиональных и личностных компетенций инженеров старше 55 лет. Расскажите, пожалуйста – какие впечатления оставило это сотрудничество?
Мы с удовольствием сотрудничали с проектом «Инженеры сквозь поколения». Самим пенсионерам-инженерам, которые приходили к нам на экскурсию, очень понравилось у нас, они отметили и наших экскурсоводов, и наши экспонаты. Понятие «патриотизм»- оно же начинается с отношения к своему отечеству, к его достижениям, и я очень рада, что наше внимание к истории России, нашей космонавтики, было отмечено пенсионерами. Потом у нас было прекрасное совместное чаепитие с детьми, нашими учениками. Что мне показалось важным – пенсионеры не разочаровались в новом поколении, даже в книге отзывов написали, что спокойны за будущее космонавтики. Что касается детей, а у нас на этой встрече были восьмиклассники и юные журналисты, я думаю, для них не пройдет зря встреча с людьми, которые свою жизнь посвятили инженерной профессии. Когда они рассказывали о своей работе, их увлеченность, их любовь к своей профессии была так заметна и так приятна! Ведь инженерные специальности одно время были очень непопулярны у молодежи. Сейчас ситуация меняется. И то, что наши лицеисты смогли познакомиться с такими людьми – это очень важно. Ведь как и в любом деле, здесь очень важна именно вовлеченность в процесс. От того, горят ли у тебя глаза, хочется ли тебе что-то изобретать, создавать – зависит, состоишься ты в профессии или нет.
Недавно состоялась Ваша встреча с руководителями « Агентства развития социальной политики», на которой обсуждались перспективы дальнейшей работы над проектами и подготовка к форуму 2017. Есть ли у вас совместные планы на этот год?
Мы с удовольствие примем участие и в одном и в другом проекте. Продолжим совместную проектную деятельность, направленную на создание доступной среды и на работу с пожилыми инженерами. Я надеюсь, участие в этих проектах выведет нас на новые цели и новые направления развития. Самое главное в любом деле, это конечно же, люди. И то, что у вас я вижу заинтересованность в том, чтобы эти проекты состоялись – это дает надежду на то, что работа будет интересной и продуктивной.