Как сделать так, чтобы родительская забота о ребенке с инвалидностью или серьезными нарушениями здоровья не помешала его личностному развитию? Как совместить гиперопеку с развитием самостоятельности и помочь ребенку выбрать будущую профессию? Об этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, доцентом, заведующей кафедрой социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета Кошеновой Мариной Ивановной.
Марина Ивановна, как Вы считаете, что является главным направлением в работе педагогов и родителей, когда речь идет о психологической работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?
Главная задача родителей детей с ограниченными возможностями здоровья – это формирование самостоятельности ребенка. Но гиперопека, сначала вынужденная, а потом закрепившаяся в качестве привычной модели воспитания, часто мешает этому. И мы прекрасно понимаем, что дети с ДЦП, аутизмом, с другими сложными проблемами действительно могут остаться один на один с этим миром. Потому что родители не вечны – и это объективная реальность. И что тогда? Те учреждения, которые существуют, ограничены и в количестве, и в своих возможностях. Поэтому очень важно, чтобы ребенок мог и содержать себя, и обслуживать, и общаться, и работать, и быть успешным, в том числе, когда родителей или какого-то дополнительного ресурса не будет рядом.
Конечно, часто болеющий, ослабленный ребенок всегда будет получать гиперопеку со стороны родителей. Это и повышенное внимание, контроль, желание не только поддержать, но и что-то сделать за него. Все объяснимо с психологической точки зрения. Но ребенку важно через преодоление трудностей, сложностей приобретать другой опыт – опыт самостоятельности, самоэффективности; и, на мой взгляд, это ключевая задача.
Запросив обратную связь от родителей детей, которые побывали на профильной смене в оздоровительном лагере «Сказка», наши сотрудники получили большое количество одобрительных оценок -родители радуются, когда им предлагается качественная возможность для развития самостоятельности детей. Задачей проекта «Стратегии возможностей» ставится не просто развитие самостоятельности, но и работа по начальной профориентации, чтобы ребенок мог нащупать то направление, в котором ему хотелось бы развиваться. Как вы считаете, насколько важна именно профориентационная деятельность педагогов и психологов? Существует ли необходимость в таком сегменте работы с подростками-инвалидами?
С одной стороны, вероятность трудоустройства людей с инвалидностью может быть невысокой, но ведь она ограничена не только тем, что предприятие зачастую не готово предоставлять рабочее место человеку с ограниченными возможностями здоровья, но и тем, что сам человек устанавливает для себя свои «стеклянные потолки», не верит в свои силы и свою конкурентоспособность, а то и просто не очень знает свои способности и дополнительные ресурсы. Диапазон профессий, которые сегодня предлагаются специально для обучения людей с инвалидностью, очень ограничен. Кто-то просто не рассматривает для себя дополнительные возможности: или потому, что не располагает информацией, какие специальности он может получить не в спецгруппах, а в условиях интегрированного обучения, или, опять - таки потому, что не очень представляет свой потенциал, или потому, что считает, что мир небезопасен, а то и враждебен, или, как минимум, не готов принимать его на равных.
Мы видим, что сегодня даже подростки без ограниченных возможностей здоровья не могут найти себя по разным причинам. Отчасти потому, что сегодня зрелость наступает значительно позже, поэтому профессиональный выбор часто неадекватен. А у ребенка с инвалидностью все эти процессы еще более затянуты именно в силу гиперопеки со стороны родителей. Поэтому с ними эту работу надо проводить особенно тщательно и внимательно.
Импонирует, что разработчики проекта предлагают участникам практически «примерить» профессии в очень разных сферах, то есть ты можешь попробовать себя и в бизнесе, и в лидерстве, и в том, что можно создавать руками. Потому что очень важно понять, что ты можешь себя реализовать в самых разных профессиях, даже в тех, которые многим представляются недоступными для людей с ограниченными возможностями.
Кто будет работать с детьми, сопровождая их личностный рост - вопрос немаловажный. Как Вы считаете, на что при этом стоит обратить внимание?
Связь детей-инвалидов с тьюторами, вожатыми очень важна. Нужно, чтобы это были люди, имеющие представление о детской и подростковой психологии. Студенты факультета психологии – это хороший личностный и профессиональный ресурс. Они очень хорошо понимают ценность момента, когда человек набирается смелости взять ответственность за свою жизнь, поступки, успехи и неудачи, и насколько важно, и в то же время объективно трудно, формировать самостоятельность у детей с физическими ограничениями.
Когда рядом с 14-18-летним находится 20-22-летний позитивнонаправленный, «заточенный» на решение проблем и задач, с хорошей профессиональной подготовкой человек, то можно рассчитывать на хороший результат не только в правильности профессионального выбора. В чем волонтеры, вожатые из числа студентов всегда выигрывают? Они умеют говорить на более понятном языке, у них меньше дистанция, соответственно, им легче убеждать, вести за собой, поддерживать дружеские отношения, которые могут продолжаться и после окончания проекта. А это дорогого стоит".