Национальная технологическая инициатива (НТИ) — государственная программа мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики.
По инициативе департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска в городе реализуется проект «Инженеры сквозь поколения. Сталкеры НТИ». Это сообщество инженеров старших поколений, которые смогли бы свои компетенции, знания и умения поставить на службу обществу. Команды создали пока два проекта, один из них (по комплексному развитию новосибирской аптечной сети) уже принят в работу. Второе направление — совместно со Всемирной организацией здравоохранения будет запущен проект по развитию социального туризма в Новосибирске.
Александр Дмитриевич Таратухин, изобретатель, лидер одной из команд проекта рассказал, почему передача опыта не избавляет от бега по граблям, как объяснить суть Национальной Технологической Инициативы при помощи кукольного спектакля, и куда летит «Красная корова».
- Суть проекта «Инженеры сквозь поколения» заключается в том, чтобы передавать личный инженерный опыт, подключать его к современным проектам, не сходить с дистанции. Это актуально сегодня?
- Передавать опыт и навыки – важно, но вот от кого и кому - вопрос? Кто кому передаёт? Наша команда имеет глубокие знания, и надо обладать не меньшими компетенциями, чтобы из нас эти познания вытащить. Это как охота на тигра, кто за кем охотится - охотник за тигром или тигр за охотником?
- Передавать опыт, быть наставником – это важно для вас?
- Я вас удивлю, но по большому счёту, это бесполезное занятие!
- Почему?
- Вам мама пыталась в детстве передать жизненный опыт, не делай то, не делай другое? А всё равно же бегали по граблям? Это процесс такой. Бесполезно передавать, пока нет потребности, навязывать искусственно. Вот когда возникает внутренняя потребность в знаниях, тогда всё получается.
- В сегодняшнем обществе есть такая потребность?
- Сейчас явно есть вот какой запрос от общества - в виду санкций, так как идёт программа импортозамещения, реализуются программы Национальной Технологической Инициативы, возникла потребность в старых опытных кадрах, в их разработках. Эпоха «купи-продай» закончилась объективно, а не потому, что на нас пошли с санкциями. Поэтому сейчас лидирующее положение будут занимать те компании, те мысли и технологии, которые имеют «изюминку», свои корни, свою уникальную основу. И мы, как опытные кадры, готовим среду для молодых, которые бы что-то сделали полезное. Даже если вдруг 99% проектов - впустую, а 1 % сработает, уже хорошо, вполне нормальный рабочий результат.
- Вы автор многих изобретений, одно из самых востребованных – антикоррозийное покрытие. В чём его особенность?
- Да, это мой авторский продукт как изобретателя. Чем оно отличается от других? Это не материал. Когда у нас на кухне стол, вам как хозяйке неважно же, из чего он сделан? Важны свойства, чтобы стол не пачкался, не раскалывался, не плавился, если горячий чайник или сковородку поставишь, правильно? То есть, во главе угла свойства. Так вот, в чём принцип этого антикоррозийного покрытия? В том, что мы, имея какие-то матрицы, а у меня набор из трех матриц, можем связать их, как кубики программировать, и делать покрытие то жаропрочным, чтобы оно в домнах работало, то наоборот вязким, то светоотражающим, то поглощающим. По сути, каким угодно. Я понял, как можно модифицировать материал под заданные свойства. Сейчас моё антикоррозийное покрытие востребовано, используется и в газовых котельных, и в системе водопровода объектов, и в пищевых производствах, где сложные условия эксплуатации, оно сертифицировано для контакта с пищевыми продуктами. Повторю, покрытие – это не материал, я беру и моделирую в нём заданные свойства, например, сейчас есть заказ по системе очистки балластных вод, там тоже покрытие можно успешно применить. Когда я представляю свои изобретения, меня часто спрашивают: а какая команда над этим работала? А я отвечаю: я один, я за две недели это сделал.
- Сейчас тяжело с продвижением идей?
- Вы знаете, нет. Сейчас родился такой пласт молодых людей, которые умеют подключать к реальности идеи опытных изобретателей старшего поколения. Идеи плюс хороший менеджмент, продвижение, как сейчас модно говорить, «старт-ап» проводят в жизнь. Но опять-таки, смотря какие идеи в основе, насколько в них мощный потенциал. Мне хорошо, я никак ни с кем рабочим графиком не связан, но заказов всегда много. Плюс театром ещё занимаюсь.
- А как вы себя сами обозначаете? Инженер? Изобретатель? Это в точку при таком разнообразии интересов?
- Скорее всего, я вольный стрелок, художник. Вы мне вопрос задаёте, а ведь в нём отражается неправильный взгляд на мир, некорректный подход! Людей раздробили по роду деятельности, кто в науке, кто в искусстве, природу опять же разделили - на живую и не живую, но это неправильно. Отнести себя к какому-то определенному роду деятельности очень трудно, мой круг интересов широк и узок в то же самое время. Нет, боюсь, не отвечу, не определю себя. Просто, если мне что-то нравится, я этим занимаюсь.
- Это очень современный подход, сейчас же многие стремятся не ограничиваться рамками одной профессии, а искать себя в разных занятиях одновременно. Хорошо это или плохо, но это так.
- Вот видите, вы сами ответили, зачем же себя в рамки определять? Это как в узкий канал себя загонять. Я не хочу жить в «канализации», я хочу дышать полной грудью. Например, сейчас я уехал жить в деревню. Квартира, всё здесь осталось, но когда приезжаю в город, буквально день-два, а я уже томлюсь! В деревне у меня собака, две кошки, я в трусах поливаю грядки, почти каждый парюсь в бане настоящей. Пищу городскую не могу есть, потому что уже привык к деревенской, там сало топором порубишь, и – хорошо! Когда сам вырастишь овощи, отлично, потому что когда я выращиваю, я это всё отрабатываю в энергетическом смысле.
- А откуда возник ваш характер изобретателя? Это детство определило, что вы постоянно ищете ответы на необычные вопросы?
- Да я бы не назвал их необычными, я себя искал в этом и сейчас ищу. В детстве задавал себе самые простые вопросы и сейчас продолжаю. Если в физике немножко понимаете, есть длина волны, есть частота волны, а вот толщина волны есть? Нет. А почему? В физике должна же быть толщина волны. И мы начинаем думать. Стёб, конечно, но тем не менее. В это принцип работы изобретателя – вопросы самому себе задавать. Искусство, кстати, лучше отвечает на главные вопросы, чем физика, чем вообще наука. Меня искусство очень интересует, я одно время в театре играл. У меня в этом смысле как раздвоение, и сейчас я поставил себе условие, если до конца месяца не будет заказов на изобретения, если я не подпишу контракт, то пойду назад к куклам. Я же кукольным театром занимаюсь. Потому что считаю, первое, что было на земле - это куклы. Бог первой сделал куклу и вдохнул в неё жизнь. Вот значение кукольного театра.
- А как вообще возник в вашей жизни кукольный театр? Знаем, что создаёте спектакли и для взрослых, и для детей и даже на темы ЖКХ какое-то представление было?
- Да, я сделал такой спектакль. Представьте, проблема по линии ЖКХ, люди писали вот такие тома жалоб о повышенной температуре в доме, просто невозможно жарко, слишком сильно топили батареи, инструкции все нарушены. Как всегда - что делать? А я говорю, как что делать?! Кукольный спектакль поставить! Там сюжетная линия была такая – поселился дракон в лесу, дышит огнём, батареи горячие у всех, а жители ему копеечки несут и несут. А кто задумается, почему так, и надо ли, того дракон горячим дыханием обжигает. Но звери в финале прогнали дракона и стали сами топить печку.
Сделали спектакль об этой проблеме, буквально на пять минут, на заседании областной комиссии показали в жилищной инспекции, там люди строгие, закалённые все. Но за эти пять минут они как дети стали, всё поняли! И в результате, заменили инструкции, проблема решилась, потому что поняли. Вот значение кукольного театра. И дети, и взрослые разделяют эту радость, это искусство, самое лучшее, самое светлое. С помощью куклы я могу всё, что угодно донести, это интересная работа.
- Даже интереснее, чем изобретения?
- Намного, что вы! Намного сложнее и интереснее. Дело в том, что мне нравится роль Карабаса-Барабаса. Когда я первый раз прочитал книгу «Золотой Ключик», я понял, что самый положительный герой там - Карабас-Барабас. Это ведь он организовал всё, продал билеты, собрал труппу, собрал деньги, знаете, как это тяжело всё? Сценарный план, взаимодействие со всеми, репертуар, в конце концов. И он очень энергичный, и поэтому всегда плохой. Да вы спросите в любом театре про директора, хорош ли он? Нет, все скажут наш-то - «карабас-барабас»! И второе, что меня прельщает в работе с куклами – два чемодана, вот и весь театр!
Меня куклы почему интересуют, вы работу Владимира Проппа о сказке читали когда-нибудь? 1928 год, Питер, тогда он её написал. Пропп опередил время, он взял русские сказки, проанализировал, как развивается в них сюжет, героев положительных и отрицательных, и написал книгу «Морфология волшебной сказки», именно о том, сказка устроена. Труд академический, им по сию пору пользуются. Когда я прочитал книгу Проппа, я понял, что куклы - это серьезно. Плюс сейчас у меня есть хороший друг режиссер, и мы стали делать сказки на заказ, на любые темы самых невозможных ситуаций. Допустим, технология производства антикоррозийного покрытия, когда я просто начну на словах вам объяснять, понять сложно, а если я на пять минут поставлю кукольный спектакль об этом, вы прекрасно будете владеть пониманием, в чем тут суть. Взрослые боятся показать себя не слишком умными, вы напрягаетесь, стесняетесь, а дети же легко схватывают через подсознание. Сказка и куклы взрослого на время превращают в ребёнка.
- А на какие ещё неожиданные темы вы хотите поставить сказку?
- Сейчас обдумываю как тему для кукольного спектакля - девять рынков НТИ. Такое у меня желание, с помощью сказки сделать так, чтобы было понятно, что такое Национальная Технологическая Инициатива. Я уже персонажей придумал, сценарные ходы. Я работаю с планшетными куклами. Обычно считают, что классические куклы - те, с которыми работают за ширмой, ничего подобного! Первые куклы были планшетными, это когда, грубо говоря, человек водит куклу по столику. Там получается интересный эффект, увлекаешься спектаклем, и артист, который управляет куклой, как будто исчезает из поля зрения. И ты видишь только куклу, а человека – не видно.
- Эти сказочные сценарии для кукольных представлений вы сами придумываете?
- Жизнь придумывает!
- Сказку о Национальной Технологической Инициативе было бы очень любопытно увидеть, но если пока без кукол, а просто на словах объяснить, что такое НТИ?
- Что такое НТИ? Если в шутку, это попытка что-то там взболтать и что-то там найти. А если серьезно, закончилась эпоха, та самая эпоха, когда главенствовал принцип «купи-продай». Представьте, когда-то раньше, миллионы лет назад везде пальмы росли, люди без трусов по деревьям взбирались, и тут вдруг - великое оледенение! Два варианта есть – переждать, подумать, отсидеться где-то, а второй - обрасти шерстью в соответствии с новой обстановкой. Так вот, НТИ - это обрастание шерстью, потому что назад мы не вернемся, мир изменился. Сама структура мира изменилась. НТИ – кардинальное решение, это как направо пойдешь, налево пойдешь или прямо – выбирай. НТИ – прежде всего, обмен идеями, мыслями, технологиями, заряд взаимный энергии, формирование нового мышления сообщества.
- А какое мышление нужно именно сейчас, как вы думаете?
- Мышление, наверное, библейское. Десять заповедей плюс открытость, раскрепощённость, не бояться жить, не оставлять на потом.
- Вы сказали, что мир меняется, в чем эти изменения?
- Мы слишком много надежд возлагаем на костыли – на научно-технические костыли. Техническая сфера держит деньги, ресурсы, а мир искусства как будто и ни при чем, хотя решают ведь одни и те же задачи – осмысление, кто мы, что мы, общефилософские вопросы, душа и всё прочее. По идее, технари должны облегчить нам жизнь, но она становится всё тяжелее и тяжелее на поверку. Чем более продвинута операционная система, тем она тяжелее загружается. Мир изменился, да, большие надежды и ставки на технологии, но общая тенденция – это всё-таки тенденция выживания, это тенденция поражения. Потому что мы не слились с природой, мы хотим также потреблять, жить ещё более комфортабельно при малых и даже исчезающих ресурсах. Это подход, скажем так, даже не то что бы хамский, но это иждивенческий подход к жизни. Я думаю, это большая-большая ошибка.
- В проекте «Инженеры сквозь поколения» вы выбрали очень оригинальное название для своей команды - «Красная корова». Почему такой эксцентричный выбор?
- Дамы в команде предлагали названия, что-то лёгкое, воздушное, с пузырьками, а я объяснял им, главное, чтобы запоминалось. Это название «Красная корова», по идее, индикатор на человека – будет он со мной работать или не будет, чтобы на первоначальном этапе определиться и не терять времени даром. Вот и всё, вот потому и «Красная корова». Пегас же есть? Есть. Монету нашу возьмите, с двумя головами орёл никого не смущает, все говорят, давай больше, а почему корова-то смутила?
- На эмблеме команды - красная корова с крыльями?
- Да, с крыльями. Знаете, на капоте автомобиля «Волга» раньше такой металлический олень был - в прыжке как в полёте, а у нас корова летящая, с крыльями, с хвостом, с бантиками. И вся целеустремленная такая!
- Что заставляет вас по-прежнему изобретать, если вам интереснее театр, искусство?
- А вы думаете, в театре не нужно изобретать? Если в сфере технической придумано много чего, одних заклепок целая индустрия, то для театра всё приходится ручками делать, и там задачи посложнее стоят. Вот задача - как заставить бабочку в театре парить? Чтобы она летала?
- Нашли решение?
- Конечно. Сейчас у меня новая задача - я хочу сделать 3D-объёмные куклы вот такой высоты, как это большое здание, и чтобы они пели и плясали. Подобный проект есть у японцев, это кукла Микки, которая полностью искусственная, песни у неё синтетические, а я хочу, чтобы здесь, в Новосибирске, такие куклы танцевали.
- Если представить, что нет никаких ограничений, что вы мечтаете изобрести? Чего не хватает в мире, что мог бы человек, изобретатель в вашем лице, придумать?
- Вы знаете, мне торопиться некуда, позади – бесконечность, впереди - бесконечность Что суетиться? Надо жить просто. Я, скорее, «Моцарт», а не «Сальери», и когда изобретаешь на заказ, искусственно создаешь задачу, она не ложится. А когда это от души идёт, ты не делаешь усилий, ты просто этим живёшь.