Форум «Новосибирск – город безграничных возможностей» собрал в столице Сибири экспертов по разным направлениям социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Александр Станевский - директор учебно-исследовательского и методического центра МГТУ имени Н.Э.Баумана, в котором успешно реализуются специальные образовательно-реабилитационные программы инженерного образования глухих и слабослышащих людей. Бауманский университет - вуз с огромным опытом обучения инвалидов, здесь оно ведётся с 1934 года. МГТУ – один из первых вузов в мире, кто реализовал идею инклюзии в сфере высшего образования.
- Ситуацию с высшим профессиональным образованием для студентов-инвалидов в России, вы, как эксперт, считаете оптимистичной?
- Оптимизм или, по крайней мере, позитивную реакцию вызывает следующее - в истории современной России ещё не было такого стремительного развития высшего профессионального образования инвалидов, высшего инженерного образования, как сейчас. И вот теперь идёт этот период количественных изменений, которые произошли за счет комплекса мер, принятых за всё время после миллениума. Когда запускался в движение этот процесс в новой России, все коллегии Министерства образования проходили на базе нашего вуза – Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана (МГТУ), и мы, в силу объективных и субъективных обстоятельств, оказались лидерами, и я бы даже сказал, витриной. Это было показательно в те непростые времена, наш учебно-исследовательский центр в университете открылся в 1994 году, и уже тогда мы демонстрировали высокий уровень. Гордость вызывает то, что в нашей стране всегда находились силы и люди, которые могли в совершенно жутких условиях добиваться великолепных результатов. Что касается нашего влияния на процессы в сфере инклюзивного высшего образования, которые идут в России, то это влияние однозначно: все решения, которые принимались на государственном уровне за последние пятнадцать лет, принимались непосредственно при нашем участии и с учётом нашего опыта.
Особенно после подписания Конвенции ООН о правах инвалидов и соответствующих указов Президента России дело приняло государственный характер, были получены предпосылки для создания целостной системы. И так же, как коррекционная система образования в Советском Союзе была, по моему мнению, лучшей в мире, то и сейчас есть возможности стать лучшими - уже в системе высшего профессионального образования для инвалидов. Если правильно выстроить процесс.
- Ситуация с обеспечением доступной и современной образовательной среды для людей с ограниченными возможностями наверняка отличается в разных городах, разных вузах России?
- Когда меня спрашивают, где нужно учить инвалидов, я отвечаю: в лучших вузах! Там, где есть не только достаточный уровень технической оснащённости, но и опыт культурной традиции. Это совершенно очевидно, вообще учить хорошо - это трудно. Поэтому в лучших вузах, лучших в смысле техники, толерантности и квалификации персонала, можно добиться того высокого результата, на который нацелено наше государство, как в гуманитарном, так и в прагматичном плане.
Обучение инвалидов стоит дорого, и повысить рентабельность их социализации - это задача номер один. А наилучшим инструментом социализации и интеграции является высшее образование, и в частности, как показывает мировая статистика, высшее инженерное образование. Почему? Потому что это наиболее защищённая и развивающаяся область. Везде в мире инженерные сферы развиваются, это тренд устойчивого развития.
Что пугает, что вызывает отрицательные эмоции? Есть проблема человеческого фактора. То, что иногда начинается коньюктура амбиций, которая ни к чему хорошему не может привести. Надо дать возможность университетам работать под таким аккуратным методическим контролем, именно аккуратным. Нужно понимать, что какого-то единого подхода к инклюзии в высшем образовании не может быть. Потому что, представьте, есть вуз, в котором учится тысяча инвалидов, есть вуз, в котором сотня особых студентов, есть, где несколько десятков, а есть такой, куда пришли учиться три. В большинстве университетов так и происходит – каждый год по разным направлениям обучения поступают несколько абитуриентов с ограниченными возможностями, как быть вузу в такой индивидуальной ситуации? Здесь нужно искать свои подходы, находить решения, и это нелегко.
Тем более, что инвалиды, по своим объективным, обозначенным законом, особенностям имеют основную проблему - повышенную трудоёмкость освоения образовательных программ, пониженный КПД на рынке труда и так далее. И в условиях интеграции, в условиях инклюзии, когда в одной аудитории студенты с разным уровнем знаний и возможностей усвоения, требуется система, специальные технологии образования. В МГТУ имени Баумана инвалиды есть на всех уровнях – от профессорского состава до студентов. 500 студентов-инвалидов посещают обычные лекции и учатся по обычным программам по 80 специальностям, 250 студентов обучаются по специальным программам и 11 специальностям, среди которых нано-технологии, информатика и так далее. У нас огромный опыт. А теперь представим большинство вузов России, в каждом из которых всего по три-четыре тысячи студентов, и туда приходят учиться в первый раз пять-семь инвалидов, и что делать? Часто сама среда в этом вузе ещё не готова. Вот это и несёт опасности, такой вариант поспешности, непродуманных решений, когда всех - «под одну гребёнку». В этой сфере много вопросов – и по поводу дистанционных технологий, и очно-заочного образования, и трудоустройства инвалидов-выпускников вуза.
- А в МГТУ имени Баумана какой процент трудоустройства особых студентов?
- У нас - около 100%.
- Что делается, чтобы достичь таких результатов?
- Мы имеем соглашения с крупнейшими корпорациями, работаем с ними уже десятилетиями, и из этих нескольких тысяч выпускников-инвалидов, которые трудоустроились, ни один из них не устраивался льготно как инвалид, они все получали работу как «баумановцы», это ключевой вопрос. И вот это уже результат социализации и интеграции. У нас в университете обучение организовано через систему непрерывных практик, погружения в работу в режиме неполной занятости на базе тех предприятий и корпораций, с которыми мы имеем дело. Студенты с ограниченными возможностями идут в те же группы практики, что и обычные, они работают, заявляют о себе как о перспективных специалистах, и у работодателя снимается настороженность по отношению к тому, что с ними делать.
- Образовательная среда вашего университета насыщена помогающими технологиями, которые позволяют человеку с особенностями легче интегрироваться. Университет имени Баумана – в лидерах этого направления.
- Да, мы обеспечиваем комплексное сопровождение, которое включает в себя инструментальную составляющую, методическую и квалификационную. Университет - особое образовательное пространство для студентов с ограниченными возможностями, которое состоит из всех новейших достижений.
Радиоклассы, гаджеты, сурдоперевод, субтитры, подстрочники, которые сопровождают обучение, всё это практика каждого дня. Например, в нашем университете есть лаборатория экспертной оценки и анализа действий акустических устройств и систем, где мы настраиваем все слуховые аппараты. Конечно, нельзя не учитывать вопрос денег. Один слуховой аппарат, интегрированный в среду, стоит примерно 120 тысяч рублей, соответственно, два – 240 тысяч. Мы умудряемся делать так, чтобы обеспечить этим необходимым оборудованием наших студентов. Обучение инвалидов в вузе - это многоплановая вещь, здесь должны быть правильно учтены вопросы средовой культуры. Если образовательная среда организована грамотно, системно, методически, технологически, тогда человек в ней спокойно учится и работает.
Когда нас спрашивают, все ли студенты с ограниченными возможностями заканчивают обучение с «красным дипломом»? Нет, конечно, не все. В каком проценте? В таком же, как и обычные студенты. Теперь дальше – работают ли они после вуза? Да, работают. Вот это самое главное.
Но не менее важно сохранить здоровье в процессе обучения. Учиться в вузе – это трудно, чрезвычайно трудно. Когда я проезжаю в два часа ночи мимо корпусов общежитий МГТУ имени Баумана, я вижу, как окна светятся, студенты готовятся к занятиям! Я же понимаю, что человек с особенностями здоровья не сможет так трудиться, столько времени и сил посвящать учёбе. Поэтому нужно учебный процесс организовать особым образом, создать адаптированные развивающие программы, сделать так, чтобы они сберегали здоровье. Для этих студентов расписание строится так: с 10 до 14 часов занятия, потом два часа - перерыв, процедуры, гигиена, питание, затем они в режиме контактных часов или удаленных технологий продолжают осваивать предметы, для того чтобы в 19 часов завершить учебный процесс, и у них всё было сделано. Такой график исходит из глубинного знания проблем, когда знаешь, тогда правильно выстраиваешь.
В вузе есть свой медицинский центр и центр психологической поддержки, есть кафедра адаптивной физкультуры. Наш факультет координирует деятельность всех подразделений, а их около семидесяти, когда всё это вместе работает, тогда и результат достигается.
- Вы – эксперт форума «Новосибирск – город безграничных возможностей», который направлен на обсуждение вопросов, связанных с интеграцией инвалидов, социальным предпринимательством, развитием доступной среды. Как вы считаете, такая концентрация опыта и энергии помогает сделать путь от идеи к реальному проекту более коротким?
- Да, обмен опытом выполняет важную миссию - помогает верить в то, что многое возможно. Это очень важно. Такие форумы знакомят с примерами – смотрите, это можно! Например, в сфере высшего образования для инвалидов, о которой мы говорим. При каких условиях можно? Вот при таких. Большие ли это затраты? Да нет. На самом деле они предусмотрены в субсидиях для вузов, но надо это знать, надо уметь брать на себя ответственность. Чтобы вузу организовать честную, хорошую, качественную работу, должна быть методическая поддержка, для этого правительство и создает систему инклюзивного образования и сеть ресурсных учебно-методических центров. Их задача –помогать профориентации людей с ограниченными возможностями, чтобы обучение и трудоустройство происходило осознанно. Причем делать это, естественно, на основе интересов и способностей человека, в соответствии с его психофизиологическими данными, и грамотно ему показать ситуацию на рынке труда, что актуально сейчас, а что будет востребовано через пять лет. Мы в МГТУ имени Баумана проводим такой глубинный анализ, маркетинг существующих и новых специальностей, и на основе этого абитуриенту рассказываем, какие есть перспективы, обеспечиваем обдуманный выбор. На самом деле, это просто нормальная, честная работа.
Новосибирску повезло с людьми, которые приехали на форум в качестве экспертов и смогли поделиться опытом. Но дело в том, что это лишь посев, а дальше необходимо грамотно продолжать на местах. Форум - это, безусловно, полезно, Новосибирск - университетский академический город, и учитывая этот характер города, можно сказать, что здесь есть всё для работы со студентами-инвалидами. Для этого требуются знания и среда, и здесь это есть.
Есть внимание властей города и региона, и если подход к вопросу формировать на принципах успешности и здоровых амбиций, что, по-моему, происходит в Новосибирске, то потенциал успеха очень серьёзный. Надо знать, что всё возможно.
Беседовала Ольга Морозова