Public talk «Социальные проекты в России»

21.12.2017

Грустная картина: отец приходит на детскую площадку со своим сыном с синдромом Дауна. Родители «здоровых» детей начинают расходиться. Как будто мальчик с отцом - заразные. Таким печальным опытом из своей  жизни поделился актер Александр Балсанов , он играет в спектакле «Колино сочинение» по мотивам книги «Мой сын даун» и стихам ребенка с синдромом Дауна. Спектакль «Колино сочинение» стал поводом для того, чтобы обсудить на круглом столе в театре «Красный факел» социальный театр. Там, в рамках off-программы XII Международного рождественского фестиваля искусств, состоялся круглый стол по развитию социальных проектов.

Режиссеры, актеры, продюсеры и журналисты собрались для того, чтобы поговорить о перспективах социального театра, явления для России все ещё нового. А поговорить было о чем. В Новосибирске социальный театр активно развивается в разных направлениях.  Как заметила модератор Public talk «Социальные проекты в России» директор «Агентства по развитию социальной политики» Наталия Павленко, город уже делает первые шаги в этом направлении. Осенью, во время форума «Новосибирск-город безграничных возможностей» при поддержке департамента по социальной политики мэрии стартовала театральная  школа «Инклюзион», где профессионалы учат актерскому мастерству людей не только с физическими, но и ментальными ограничениями. Успешно работают несколько студий художественной самодеятельности, которые ставят интересные спектакли.

Однако, проблем по-прежнему достаточно. Одна из самых главных - отсутствие в России  методик работы с людьми с инвалидностью. Как заметил главный режиссер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» Алексей Крикливый, ни один театральный вуз в стране пока даже не смотрит в направлении социальный театр. Да и само понятие ещё слишком размытое, не устойчивое.  Сейчас режиссеры действуют методом проб и ошибок, ищут разные пути и подходы на собственном опыте.

«Социальный театр призван обнажить социальные проблемы общества» - говорят одни, «это не искусство ради искусства, а живой диалог со зрителем, который вовлекает их в решение проблем» - подчеркивают другие. Инклюзивный театр, то есть тот, который вовлекает или «включает» в спектакли людей с ограниченными возможностями и особыми потребностями тоже является частью социального театра.

Обсуждали участники Public talk и о том, что социальный театр должен стать действующим инструментом преобразования зрителей через вовлечение их в спектакль и в качестве актеров, и при просмотре спектакля. Одна из задач социального театра заставить зрителя не просто задуматься, а переживать те проблемы, на которых заострено внимание режиссера. Как раз такое происходит во время показов спектакля «Колино сочинение». Судьба маленького человека с синдромом Дауна переживается зрителем как собственная. Художественный мир спектакля сделан настолько мастерски, что между публикой и актерами рождается живой диалог. Даже по формальным признакам спектакль «Колино сочинение» - образец социального театра: часть средств на постановку было собрано технологией краудфандинга.

Говорили на круглом столе и о реальном взаимодействии городских властей и инклюзивных театральных студий. Совсем скоро закончится ремонт на одной из площадок в самом центре города, подведомственных департаменту по социальной политике мэрии  Новосибирска. И там уже ждут тех, кто пытается изменить мир к лучшему. А это значит, что развитие социального театра в нашем городе выйдет на новый, более качественный уровень. Социальный театр становится уже не «театром будущего», а реальным, настоящим. Таким театром, который будет лечить души, давать людям надежду и новые возможности.   

Вернуться к списку