Доступный город - это всегда добрый город

В приближении форума «Город безграничных возможностей»  мы публикуем интервью с экспертами тематических площадок. С директором Второй Новосибирской Гимназии Ириной Михно мы поговорили о том, какой должна быть городская среда, чтобы в ней было комфортно всем, и как процессу этих преобразований могут помочь учителя и ученики.

- Ирина Михайловна, работу каких площадок форума вы будете курировать, какая из тем форума Вам ближе в профессиональном смысле?

 - Прежде всего, это мероприятия и события, которые запланированы в треке образования. Например, мы будем проводить хакатон для разработки проектов, касающихся доступной среды. Это очень интересная работа, в ней участвуют  школы города. Работа будет вестись на восьми базовых площадках,  которые будут приглашать к себе  детей из других образовательных учреждений города. Дети совместно на этих базовых площадках будут разрабатывать проекты, которые решали бы проблемы  доступной среды. Подразумеваются проекты, направленные на то, чтобы улучшить условия жизни тех ребят, которые ограничены в своих возможностях по показаниям здоровья.

 Надеемся, по опыту прошлого года, что увидим очень интересные идеи и находки от детей-участников. Эту работу  координирует Вторая гимназия.

Экспертное жюри в составе пяти человек будет знакомиться с готовыми проектами, оценивать новизну,  актуальность и даже техническое решение созданных детьми проектов. Сегодня мы ещё не знаем, над чем конкретно работают дети, каждая базовая площадка пытается это сохранить в секрете, для того, чтобы удивить нас 21 сентября, когда будет подведение итогов.

Мы планируем провести фестиваль, который называется «Будущее с Куборо». Есть такие кубики «Куборо», очень интересные, они помогают развивать пространственное воображение детей, формируют инженерные навыки. На этот фестиваль  приглашены дети из специальных коррекционных школ. Например, для  детей слабовидящих будут  специально использованы  увеличенные детали конструктора – большие кубики и  большие шарики. С этими детьми будут работать в качестве волонтеров-наставников ученики нашей гимназии. Мы очень надеемся, что этот день   станет запоминающимся ярким праздником для всех ребятишек.

Много  мероприятий запланировано в тех образовательных учреждениях, которые не участвуют в хакатоне, они работают по своим планам.

И ещё в рамках форума «Город безграничных возможностей» я привлечена в качестве модератора на тематическую площадку «Национальная Технологическая Инициатива и социальная сфера: драйверы развития». Работа этой площадки пройдет 19 сентября в кинотеатре Победа.

- Как вы думаете, почему для самих учеников важно участвовать в таких проектах, какая у них мотивация? Насколько имеет значение, что не взрослые придумывают идеи, а сами дети, от такого подхода появляется больше заинтересованности, вовлечённости?

 - Как правило, участвуют те ребята, которые изначально заинтересованы.  Могу отметить, что таких ребят всё больше и больше. Любому ребенку интересно заниматься той работой, которая заканчивается каким-то результатом, когда он может показать, это сделал я своими руками, это я предложил, это я изобрел, и нередко бывает так, что у детей более интересные идеи, чем у нас, у взрослых. Может быть, потому, что сегодняшние дети много знают, хорошо ориентируются в информационных технологиях. Мы привыкли жить в определенных рамках, а дети более раскованные и свободные, и это радует.

 - Темы форума «Город безграничных возможностей» связаны и с доступной средой, и с инклюзивным образованием. Можно рассказать о том, что уже делается во Второй Гимназии, в других образовательных учреждениях на эту тему?

- У нас во Второй Гимназии есть несколько ребят, у которых инвалидность по состоянию здоровья. Это дети, которые свободно перемещаются, хорошо слышат и видят, просто у них некие заболевания органов, по итогам которых ставят детям инвалидность. В нашей школе есть свой лечебно-оздоровительный центр, работают профессиональные врач, медицинская сестра. Медицинское сопровождение, которое они осуществляют в отношении больных детей, положительно влияет на состояние здоровья.  Дети практически не пропускают занятий, и даже бывают случаи, когда во время эпидемий они не заболевают, так как в гимназии осуществляются  профилактические мероприятия.

Похвально, что в гимназии здоровые дети беспокоятся и заботятся о  детях с ограниченными возможностями здоровья. Ярким примером может служить проект, который стартовал именно на городском форуме «Город безграничных возможностей» в  прошлом году. Наши ученики тогда решили разработать учебное место для ребят, у которых проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Мы организовали гимназистам несколько встреч с детьми, которые учатся и лечатся в нашем Ленинском районе, в санаторной школе №133. Руководит этой школой Альберт Леонидович Ханаев,  практикующий врач-ортопед высшей категории, кандидат медицинских наук. На этих встречах группа наших учащихся  подробнейшим образом рассмотрела все тонкости, которые нужно учесть в разработке такого рабочего места. В результате, ученики Второй Гимназии разработали проект рабочего места в виде специальной кушетки, на которой   ребенок может учиться, лежа на животе. Предусмотрена  подставка, которая поддерживает грудную клетку, внизу пенал, книги, учебники, ручки, очень удобно взять, положить. И наоборот, эта же кушетка может использоваться, чтобы ребенок лежал на спине, но спина приподнята, и регулируется угол наклона. Год назад  на  форуме мы показали только прототип  кушетки -  дети сделали маленькую кушетку, вырезав все ее детали на 3D-принтере.  А затем в течение года продолжали над ней работать и довели дело до конца. С помощью Альберта Ханаева нашли спонсорские деньги, и  фабрика медицинской мебели «Юнола» изготовила пятьдесят таких кушеток, которые  используются в школе-интернате №133.

- Сейчас время постоянных перемен, в том числе, в сфере профессиональной ориентации. Активно обсуждается «Атлас новых профессий», тех умений, которые будут особенно востребованы в будущем. Как школа сегодня отвечает на вызовы времени? Как мы готовим сегодняшних детей к завтрашнему дню?

 - Готовить детей к «завтрашнему дню» - официально такой заказ не сделан.  Если вы спросите родителей, что именно они ждут от школы, они вам скажут, хотели бы, чтобы  наши дети получили качественное и хорошее образование. Иногда  могут  добавить, «хотим, чтобы ребенку здесь было комфортно и хорошо». Это общие фразы, родители хотят, чтобы ребёнку было хорошо, и в это слово «хорошо» вкладывается всё.  Но, поверьте, у нас в гимназии мы серьезно задумываемся о том, как учить детей, чему учить детей, чтобы они смогли стать успешными во взрослой жизни. Мы все понимаем, что если, например, в хоккее ребят учат бежать не туда, где сейчас шайба, а туда, где она будет, то соответственно, и мы сейчас в школе должны учить детей тому, что им пригодится в будущем.

Неслучайно вот уже третий год мы активно включаем в образовательный процесс инженерно-технологическое образование. Помимо уроков, помимо базовых знаний, дети имеют возможность обучаться самым разным инженерным компетенциям: это прототипирование, робототехника, электроника, электромонтажные работы, интернет вещей, работа с большой базой данных и так далее. Эти навыки  очень нужны будут детям в будущем. Но это так называемые «hard skills», то есть конкретные умения, которые привязаны к какой-то профессии. А ещё большая задача  -  формировать «soft skills», то есть умения, которые полезны человеку любой профессии, те навыки, которые роботом не заменить. Робот может сортировать,  складывать, подавать, но быть обаятельным, эмоциональным, коммуникабельным, уметь проявлять красноречие и логику мышления, всё то, что является личностными свойствами человека, он не может. Вот эти навыки нужно сейчас закладывать и формировать в детях для того, чтобы они были успешными завтра.

 - Профессия педагога во все времена была сложной, и раньше,  и сейчас. Что помогает учителям находить постоянный интерес в своей профессии?

- Отвечу очень коротко – среда, в которой он работает, если говорить конкретно об учителях Второй Гимназии. Обо всех говорить не могу. Может быть, это как-то неожиданно, но я делаю упор на создание и формирование особой среды. Среды, в которой комфортно и детям, и взрослым! Среды, в которой интересно учить и учиться всем вместе.

 - Понятие «среда» - очень важное, это одна из точек внимания форума «Город безграничных возможностей», как раз создание городской среды как территории равных возможностей. Что такое это для вас – удобство среды, комфорт среды?

- Это такая городская среда, в которой люди с особенностями здоровья не испытывали бы неудобств. Город должен предусмотреть и создать условия, при которых  свободно и легко перемещались бы люди, которые ограничены в физических возможностях, чтобы для них были созданы библиотеки, кинотеатры, где они могли бы увидеть и услышать, имея слабое зрение или  недостаточный слух. В городе необходимо сформировать такую среду, в которой здоровые люди всегда  готовы  помочь человеку, нуждающемуся в помощи, чтобы отказать в помощи, отвернуться, сделать вид, что не видит, человеку здоровому было бы стыдно! 

Вот такая нужна добрая среда! Для этого сам город должен быть добрым, чистым, аккуратным. Среда формируется отношением, это очень сложный вопрос. Можно и нужно строить пандусы и подъёмники, но ещё очень важно сами взаимоотношения между людьми сформировать, и чтобы это  были не разовые мероприятия, а стиль нашей жизни! 

Вернуться к списку